В 2003 году Китай удачно запустил свой первый пилотируемый космический корабль ShenZhou 5, что сделало его третьей страной в мире, после России и Соединенных Штатов, способной самостоятельно осуществить пилотируемый космический полёт. Следом за ShenZhou 5 на орбиту были выведены еще два пилотируемых космических корабля в 2005 году ShenZhou 6 и 2008 году ShenZhou 7 — во время орбитального полёта состоялся первый выход тайконавта в открытый космос.

 

Начало китайской космической программе было положено в конце 1960-х. Первый космический запуск Chang Zheng 1 (CZ-1 = Long March 1 / ВП — Великий поход) был произведен при помощи баллистической ракеты средней дальности Dong Feng 4 (DF = East Wind / CSS-3). Современные системы серии ракет-носителей Chang Zheng 2, 3 и 4 были разработаны на основе межконтинентальных баллистических ракет Dong Feng 5 (CSS-4). Ввод в эксплуатацию нового поколения тяжёлых ракет-носителей Chang Zheng 5, компонентами топлива будут служить топливо LOX/LH2 (жидкий кислород / жидкий водород) и LOX/Kerosene жидкий кислород /керосин планируется до 2014 года.

 

Китай запустил ряд метеорологических, навигационных, научных спутников и спутников связи, которые, как ожидается, предназначены для военных целей или двойного использования. Китай вошел на международный космический рынок в начале 1990-х, но его услуги по запуску испытали ряд резких неудач с 1992 по 1996 год. Эти препятствия, вместе со сложностями в получении лицензии для спутников связи, вынудили Китай едва не ли полностью покинуть международный космический рынок до конца 1990-х. В последние годы Китай пытается снова войти на международный рынок, предлагая комплексные услуги, которые включают разработку спутников, услуги по запуску и даже финансирование стран третьего мира, таких как Нигерия и Венесуэла, у которых нет средств покупать дорогие спутники, сделанные на Западе.

 

Китайская программа пилотируемых полетов была начата в 1992 году. Благодаря своему первоначальному успеху в запусках ShenZhou 5, 6 и 7, Китай сейчас работает над технологией космических стыковок, которые будут испытаны в следующем по графику полете в 2010 году. В случае удачи Китай будет управлять временной космической станцией, обслуживаемой людьми, еще до 2012 года. У Китая также есть активная лунная исследовательская программа, в рамках который в 2007 году был успешно запущен на Луну орбитальный спутник. Следующая фаза программы – отправка непилотируемого космического корабля, который приземлится на поверхности Луны до 2012~2014 года. Эта фаза будет основой для осуществления третьего этапа программы, который заключается в сборе проб с поверхности и непилотируемом возвращении корабля на Землю. Долговременная цель китайской космической программы – отправить китайских космонавтов на Луну до 2025 года.

 

На Expo 2000 в Ганновере центральной экспозицией китайского павильона были два космонавта, устанавливающих национальный флаг на лунной поверхности. 4 октября 2000 года Associated Press сообщило, что Zhuang Fenggan, вице-председатель Китайской Ассоциации Наук, заявил, что однажды китайцы создадут постоянную лунную базу с целью добычи из лунного грунта гелия-3 (чтобы снабдить термоядерным топливом предприятия ядерного синтеза на Земле). 13 октября 2000 года, Агентство печати Xinhua сообщило о более определенных сроках. Это, казалось, были скорее мечты академиков, чем четко разработанная и финансируемая программа, но они, по крайней мере, указали ожидаемый курс развития в течение 21-ого («китайского») столетия.

 

По этим планам в 2005 году китайские космонавты должны были высадиться на Луне. Первоначальная лунная станция должна была быть создана из герметичных модулей, снабженных электрическими генераторами и специальными транспортными средствами. Станция была бы закончена к 2010 году, позволяя ученым находиться на планете в течение нескольких недель для проведения различных научных экспериментов. На 2015 год запланировано начало строительства небольшой постоянной лунной базы. Цель строительства состоит в том, чтобы к 2020 году на Луне начала функционировать автономная база. Это послужило бы плацдармом для постройки сети генераторных установок на солнечной энергии. Энергия передавалась бы на Землю микроволновым излучателем для удовлетворения энергетических потребностей Китая, не загрязняя при этом атмосферу парниковыми газами. База также перерабатывала бы лунный реголит для получения металлов и топлива, необходимых для функционирования поселения. Условия естественного вакуума использовались бы для исследования и производства новых материалов и экспорта их на Землю. Для десятилетнего плана по освоению космоса, предложенного в 2001 году, не было финансирования. И в июле 2001 года китайский аэрокосмический журнал сообщил, что китайские ученые спроектировали намного более скромный план, включающий четыре фазы:

Фаза 1, к 2005 году: Лунный полет или орбитальные полеты, возможно используя Dong Fang Hong-3.
Фаза 2, к 2010 году: Беспилотные миссии на поверхности Луны.
Фаза 3, к 2020 году: Исследование поверхности планеты с помощью роботизированных средств.
Фаза 4, к 2030 году: Доставка на Землю лунных проб.

Только после 2030 года начались бы пилотируемые полёты и постройка лунной базы.

Пилотируемый космический корабль Shenzhou обеспечивает китайцам необходимые аппаратные средства, чтобы осуществить лунную программу, когда будет принято решение о ее начале. Конфигурация капсулы (спускаемого аппарата) Shenzhou такая же, как и у российского Союза. Она была разработана и прошла летные испытания в 1960-ых годах специально для возвращения с Луны на Землю. При использовании в качестве топлива смеси жидкого кислорода и жидкого водорода лунный посадочный модуль космического корабля Shenzhou мог бы иметь массу до 40 тонн. Для того, чтобы доставить его к Луне, ступень Lox/LH2 (жидкий кислород / жидкий водород) должна была бы достигать такого же размера.

 

Подобный груз можно было бы вывести на низкую околоземную орбиту с помощью модернизированной ракеты-носителя CZ-5-5.0. Эта задача может быть решена уже в 2010 году. Первый запуск CZ-5-5.0 обеспечивает доставку оборудования, необходимого для освоения Луны, второй – вывод на околоземную орбиту космического корабля Shenzhou. После стыковки со ступенью ракеты-носителя Shenzhou появилась бы возможность прямого приземления на поверхность Луны. Прямое приземление, как показали российские исследования 1970-ых гг., было бы самым практичным методом для развертывания и поддержки лунной базы (так как особенности лунной орбиты ограничивают возможные расположения базы узкой полосой вокруг лунного экватора).

 

Посадочный модуль, разработанный для космического корабля Shenzhou, мог бы также использоваться для доставки на Луну приблизительно 11 тонн груза. Расстыковка ракеты-носителя (использующей во всех ступенях ракетное топливо Lox/LH2 (жидкий кислород / жидкий водород) с удельным импульсом 460 секунд) состояло бы из следующих ступеней:

 

Ступень вывода на околоземную орбиту: масса с топливом 39 тонн при воспламенении, масса без топлива 4 тонны, удельный импульс 460 секунд. Эта ступень вывела бы посадочный модуль Shenzhou на высокую эллиптическую орбиту вокруг Земли, используя двигатель тяги на 40 тонн, как и запланировано для CZ-5.

 

Корабль доставки Shenzhou и посадочный модуль – полная масса 39 тонн – для посадки на лунную поверхности и создания пусковой платформы для космического корабля возвращения.

 

Космический корабль возвращения – 11 тонн – состоит из орбитального модуля на 1 тонну (используемого как кабина для экипажа во время маневров при посадке), модуль возвращения Shenzhou на 3 тонны (для 2 — 3 человек) и модифицированный рабочий отсек (7 тонн, включая 5.5 тонн ракетного топлива).

 

За многие годы Китай развил развитую сеть средств обслуживания для космических исследований и разработок, производства, запуска, отслеживания, мониторинга и контроля. Китай имеет несколько центров для запуска спутников разного типа: LEO (Low-Earth Orbite – низкая околоземная орбита), SSO (Sun Synchronous Orbit – солнечно-синхронная орбита) и GTO (Geostationary Transfer Orbit – геопереходная орбита). Новый космодром, который будет сооружен в южной части острова Хайнань, по графику будет введен в эксплуатацию до 2012 года. У Китая есть целый ряд наземных станций слежения как в пределах страны, так и за рубежом. Их работа поддерживается космическими кораблями слежения, которые могут перемещаться вокруг земного шара. Китай также развивает космическую спутниковую сеть передачи данных, которая начала свою работу в 2008 году.

 

Китайская власть категорически отвергает какую-либо военную сущность своей космической программы и призывает к использованию космоса для мирных целей. Китай также вместе с Россией активный защитник полного запрета на использование оружия в космосе. Однако Китай, как известно, запустил разведывательный спутник как для гражданских, так и для военных целей. В январе 2007 года Китай произвел в высшей степени противоречивые (ASAT, anti-satellite) антиспутниковые испытания, когда, используя противоспутниковое оружие (баллистические ракеты), были сбиты выведенные из эксплуатации метеорологические спутники FengYun 1C. Китай также может развивать системы, предназначенные для блокировки навигационных спутниковых сигналов, и наземных лазерных установок для уничтожения оптических сенсоров разведывательных спутников