Несмотря на огромное количество талантливых изобретателей, благодаря которым Америка стала колыбелью мировых инновационных технологий, аэрокосмической промышленности приходится прилагать усилия, чтобы удержаться на Мировом рынке.

Сегодня американским космическим компаниям очень трудно сформировать компетентный технический штат, так как иностранцы (традиционно основной источник новых инженеров) теперь могут получить соответствующее образование и высокооплачиваемую работу, не выезжая из своего государства. В странах так называемого «третьего мира» уже процветает аэрокосмическая промышленность. Тем временем американцы по понятным причинам неохотно входят в область, которая требует длительного и тяжелого университетского образования, с последующей непостоянной работой и посредственной зарплатой. Многие специалисты аэрокосмической промышленности мигрируют по Соединенным Штатам, перебиваясь военными контрактами подозрительных фирм. Однако приступать каждый год к новому проекту в различных государствах процесс дорогостоящий и трудоемкий. Особенно это касается семей, в которых заработок приносят оба супруга, следовательно, переезды требуют того, чтобы работающие муж или жена увольнялись. Семейные активы обычно вкладываются в обустройство дома, что добавляет трудностей при переезде.

 

Постоянно увеличивающиеся сроки разработки современных самолетов и систем вооружения соответственно ведут к значительному увеличению стоимости этих программ, превышая первоначальные бюджетные расчеты. Из-за опасений, что высокотехнологичное необычное оборудование не будет соответствовать требованиям или (в случае вооружения) неадекватно противостоять потенциальному противнику, бизнес может столкнуться с определенными трудностями. Однако есть такая возможность, которая гарантировала бы значительный спрос в аэрокосмической сфере и сделала бы Соединенные Штаты центральным звеном в разработке высокотехнологичного оборудования. И возможности эти концентрируются в NASA.

 

Поставщики и подрядчики, обслуживающие NASA, как крупные, так и мелкие, ценят преимущество работы в аэрокосмической компании, получая устойчивую и предсказуемую заработную плату и работая над программами, которые длятся десятилетиями. Работа структурирована таким образом, чтоб подрядчик не потерял деньги. Космическое агентство финансируется очень плохо, а программы объяты атмосферой риска, таким образом, проекты практически никогда не заканчиваются в намеченный срок, затягиваясь на многие годы, как и прибыль подрядчика. Проекты закрываются намного раньше их завершения, таким образом, в действительности никто не знает, достаточно ли усилий было приложено для их успешной разработки.

 

NASA имеет единственную потенциальную программу, которая бесспорно получит одобрение и поддержку американской общественности, перед этим краткосрочным проектом стоит задача — отправить человека на Марс и создать там все условия для его длительного проживания. Начало осуществления программы должно быть спланировано в максимально короткие сроки – ближайшее десятилетие, чтобы налогоплательщики уже на протяжении своей жизни увидели в действии финансируемый ими проект. Такие усилия спасли бы аэрокосмическую промышленность и тем самым вдохнули бы жизнь в технологический недуг, который в настоящее время затрагивает большую часть американского общества.

 

В отличие от вопроса, касающегося Международной Космической Станции (как нечто дорогостоящее и практически не приносящее пользы), если только один человек начнет жить на Марсе (и первой миссией будет перелет только в одну сторону), не возникнет даже мысли покинуть колонию. В бурных 60-ых программа «Аполлон» отвлекла Соединенные Штаты от различных социальных и политических проблем. Подобным образом присутствие человека на Марсе заинтересовало бы мир и отвлекло внимание от тяжелых проблем, которые волнуют человечество.

 

Те, кто выступает против проекта, утверждают, что страна не может позволить себе отправить человека на Марс, но они забывают, что США успешно финансировали дорогие космические программы и в более экономически тяжелые времена. Космическое агентство имеет относительно немного правительственных служащих и распределяет большую часть своих денег в частный сектор по всей стране. Некоторые неправильно полагают, что вследствие увеличения расходов на NASA могут уменьшиться фонды других правительственных программ. Единственным, что удерживает богатство в США от так называемой «нулевой игровой суммы» (при которой, чтоб одни могли выиграть, другие должны проиграть), являются те научные разработки, которые позволяют произвести больше продукции с минимальными расходами. NASA же находится на острие этого технологического копья. Расходы на научный сегмент Америки сводятся к тому, чтоб улучшить уровень жизни на фоне уменьшающихся природных запасов.

 

Вместо причудливых и неточных предположений, во сколько обойдется поселение на Марсе, люди должны знать, сколько государство готово потратить. Сорок лет назад Соединенные Штаты выделили около 1% Валового национального продукта (ВНП), чтоб посадить «Аполлон» на Луну. Такие затраты были допустимы, даже несмотря на необходимость одновременного финансирования дорогой войны во Вьетнаме и правительственных программ социального обеспечения. В последние годы сегмент ВНП, направленный на исследования космоса снизился с одного процента до одной четвертой. Америка должна быть готова тратить минимум пол процента своего ВНП каждый год на протяжении десятилетия, чтоб обеспечить постоянное пребывание человека на Марсе, это всего лишь половина стоимости «Аполлона». Такая программа получит постоянную финансовую поддержку тогда, когда весь мир поймет, что человечество решительно настроено взять новый курс на покорение Вселенной.

 

Точно также как и успешная (и, конечно же, выгодная) посадка «Аполлона» на Луну, освоение Марса человеком должно стать всеамериканским проектом. Некоторые эксперты утверждают, что коэффициент окупаемости инвестиций (КОИ) для США от новых прикладных технологий, полученных во время проекта «Аполлон» составил более десяти долларов общественной прибыли на каждый доллар потраченный правительством. Действительно ли США хочет привлечь другие страны для укомплектования программы по освоению Марса и затем разделить с ними огромный КОИ?

 

Программа потребует новых методов широкомасштабной работы с крупными объединениями подрядчиков, которые теперь доминируют над американским аэрокосмическим бизнесом. NASA безусловно обеспечит лучшее руководство и эффективное принятие решений, чем это было продемонстрировано в последние годы. Успешная программа по освоению Марса потребует укомплектовать штат превосходными техническими лидерами на всех уровнях. Такую практику использовали и на проекте «Аполлон», теперь имена Боба Гилрута, Вернера вон Брауна, Джорджа Лоу и Жене Крантца навсегда войдут в историю покорения космоса (Bob Gilruth, Wernher von Braun, George Low, Gene Krantz).

 

Кое-кто предполагает, что необходимо дождаться более совершенных технологий, чтобы сделать полет человека на Марс более безопасным. Очень глупое предположение! Что, если бы Колумб решил не путешествовать через Атлантику единственным возможным на то время способом — на корабле? Как ни странно риск человеческой смерти во время предстоящего полета на Марс находится, возможно, на одном уровне с той опасностью, перед которой Колумб оказался 500 лет назад. Сегодня знания, которые необходимы для доставки человека на Марс уже у нас под рукой. И сам полет, и основание поселения технически очень сложны, но практически это задание выполнимо, вот что по-настоящему завораживает и привлекает.

 

Космическая промышленность просто обязана воплотить в реальность эту идею, пока не стало слишком поздно. Постоянное присутствие человека на Марсе будет предоставлять столько новой работы, что прибыль может сравниться с таковой в годы Холодной войны. Но в этот раз вместо того, чтобы строить секретное оружие, которое только приблизит нас к нашему же собственному уничтожению, мы будем работать вместе для того, чтобы человечество проникло в солнечную систему, к которой оно принадлежит.

 

Или мы объединим наши усилия сейчас и получим огромную прибыль, или все будет развиваться по обескураживающему сценарию. Наш нынешний штат опытных практиков просто разойдется и, как следствие, бесследно пропадут миллиарды долларов, которые США потратило за прошедшие 50 лет, для того, чтобы стать мировым лидером в процессе освоения космоса человеком. Если мы подождем еще одно-два десятилетия, возможности умных роботов настолько усовершенствуются, что просто отпадет необходимость нахождения человека на другой планете. Если человечество прекратит исследовать и осваивать новые дикие территории, мы потеряем ту черту, которая делает нас особенными и отличает от других форм жизни. Если Америка потеряет свое с таким трудом завоеванное преимущество в космических полетах человека, то другое государство не упустит возможности отправить человека на Марс и стать новым мировым лидером.