Проект NASA — марсоход Curiosity — обнаружил в истощенной атмосфере Марса присутствие легкого аргона, что подтвердило давнюю гипотезу о наличии атмосферы у Красной Планеты. Это — всего лишь тонкая оболочка, окружающая Марс, которая составляет по объему около одного процента земной атмосферы.

Мы нашли, вероятно, наиболее четкие и убедительные доказательства того, что Марс в прошлом утратил свою атмосферу, — сказал в своем заявлении Сушил Атрейя (Sushil Atreya), соисследователь SAM (Sample Analysis on Mars — устройства для исследования образцов, полученных с Марса), установленного на борту Curiosity.

Марсоход Curiosity использовал набор инструментов SAM для получения образцов марсианской атмосферы и измерения коэффициента двух разных изотопов аргона, которые являются разновидностью одного элемента, но имеют различное число нейтронов в атомном ядре. Марсоход обнаружил, что легкий аргон-36 встречается в четыре раза чаще, чем его тяжелый аналог — аргон-38.

По словам исследователей, занимающихся определением количества изотопов аргона на Солнце и Юпитере — такой коэффициент аргона гораздо ниже, чем при рождении Солнечной Системы. Новые данные согласуются с представлением о том, что газ улетучился из атмосферы Марса в далеком прошлом, причем, более легкие вещества покидали поверхность планеты быстрее, чем тяжелые атомы и молекулы.

Исследовательская команда марсохода Curiosity доложила о новых результатах 8 апреля 2013 года на генеральной ассамблее Европейского союза наук о Земле в Вене, где ученые предоставили информацию о последних исследованиях аппарата.

Например, на борту Curiosity установлена станция мониторинга окружающей среды, известная как REMS (Rover Environmental Monitoring Station). С помощью данной метеостанции удалось установить, что влажность внутри огромного Кратера Гейла меняется от места к месту. По словам ученых, исследования REMS являются первыми систематическими измерениями влажности, проводимыми на поверхности Марса.

Система исследования химического состава планеты и вмонтированные в Curiosity камеры, объединенные под общим названием ChemCam, дают представление о составе пыли из-за цвета которой Марс и назван Красной Планетой.

“Мы знали, что Марс красный из-за оксида железа в составе его пыли”, — обозначил в своем докладе Сильвестр Морис — ученый из научно-исследовательского института астрофизики и планетологии в Тулузе (Франция). “ChemCam выявил комплекс химических соединений в пыли, включающих водород, который мог содержаться в гидроксильных группах или в молекулах воды.”

Curiosity совершил посадку в Кратер Гейла ночью пятого августа, начав двухлетнюю миссию исследования поверхности Марса для определения возможного существования микроорганизмов в прошлом.

Ученые уже достигли этой цели и сообщили в прошлом месяце, что в местности под названием Yellowknife Bay была вода и условия, пригодные для жизни, миллиарды лет назад. Команда Curiosity пришла к этому выводу после изучения проб, добытых роботом из скважины, прорытой в Yellowknife Bay в начале февраля этого года.

Исследователи хотят, чтобы робот пробурил аналогичную скважину в другом месте, чтобы подтвердить и закрепить результаты, которые были получены марсоходом ранее. Но этого не случится до следующего месяца, так как команда Curiosity не посылает новых запросов исследовательской лаборатории уже около четырех недель, пока Марс находится за Солнцем относительно Земли.

По словам ученых, при таком положении планет, которое происходит раз в 26 месяцев, Солнце может исказить и нарушить межпланетные коммуникации.

Поэтому до 1 мая Curiosity будет выполнять стационарную научную работу с помощью REMS и двух других инструментов: RAD (Radiation Assessment Detector — детектор излучений) и DAN (Dynamic Albedo of Neutrons — инструмент для поиска воды) на основе команд, полученных в марте.

“После противостояния планет, Curiosity пробурит новую скважину в породе на том месте, где марсоход находится сейчас. Хотя точный план еще не разработан, команда ученых будет обсуждать этот вопрос, пока планеты находятся в противостоянии”, — заявил Джон Гротцингер — научный руководитель проекта Curiosity Калифорнийского технологического института в Пасадене.