Луна – восемьдесят один миллион миллиардов тонн камня и пыли, более трех тысяч километров в диаметре которые вращаются почти в полумиллионе километров над нашими головами. Это второй по яркости объект на нашем небе, температура на ней меняется от 250 градусов до минус 380 и ниже. Гравитация на ней в шесть раз меньше земной, горы поднимаются на высоту до пяти километров, а миллионы кратеров усеивают покрытую пылью поверхность. Место не гостеприимное.

 

Луна всегда была перед глазами человека на протяжении всей истории человечества, но только несколько десятилетий назад стало возможным достичь ее поверхности. И почти сразу после первой высадки на поверхность Луны люди начали спорить о правах собственности: может ли астронавт потребовать Луну для короля и страны, как в эпоху Великих географических открытий? Разрешено ли корпорациям добывать природные ресурсы, и можно ли иметь частную собственность на Луне.

 

Первая статья на эту тему, «High Altitude Flight and National Sovereignty», была написана учёным юристом из Принстонского университета, Джоном Кобб Купером (John C. Cooper) в 1951 году. За этим последовали различные теоретические дискуссии, при этом некоторые ученые утверждают, что законы о собственности на Луне должны рассматриваться иначе, чем на Земле, а другие, напротив, утверждают, что лунные законы не должны отличаться от тех, что приняты на Земле.

В полном расцвете гонки в области космических исследований, реальное беспокойство было вызвано вопросом о национальном суверенитете. И Соединенные Штаты и Советский Союз хотели первыми высадиться на Луне, но, по сути, больше беспокоились о том, что произойдет, если они прибудут вторыми.

Опасения, что конкуренция может вызвать третью мировую войну, привело к Договору о Космосе (полное официальное название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) 1967 года, который был в конечном итоге ратифицирована 62 странами. В соответствии со статьей II договора «космическое пространство, включая Луну и другие астрономические тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

 

Таким образом, национальное присвоение наряду с укреплениями, оружием и военными объектами отсутствовало. Но как насчет прав частной собственности физических и юридических лиц? Некоторые ученые утверждают, что права собственности могут существовать только под национальным доминионом, но большинство считают, что имущественные права и вопросы национального суверенитета могут быть разделены.

 

Некоторые государства, признавая подобную ситуацию прецедентом, сочли что Договор по Космосу недостаточно четко описывает возможности обладания и использования небесных тел, предложили в 1979 году новое Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Соглашение явно запрещает права частной собственности на Луне. Оно также предусматривает, что любая разведка, добыча и управление ресурсами будет проходить под наблюдением международного органа, который будет направлять часть прибыли, если таковая имеется, в поддержку развивающихся стран.

Администрации Картера понравилось Соглашение о деятельности государств на Луне, однако космические активисты, опасаясь, что требование разделения полномочий подчинит интересы США их международным партнерам, оказали давление на Сенат, в результате чего Соединенные Штаты не ратифицировали соглашение. Хотя Соглашение о деятельности государств на Луне вступило в силу в 13 государствах, подписавших его, но ни одна из этих стран не является космической державой.

Таким образом, права собственности на Луне все еще являются предметом международного обсуждения. Но разве кто-нибудь захочет приобрести «кусочек» лунной поверхности? И что нужно сделать, для того чтобы установить законный титул собственности? Ответ на первый вопрос однозначно «да». Многие люди приобретут в собственность лунную поверхности — и, фактически, многие уже «как бы» приобрели ее.

Дэнис Хоуп, основатель Лунного Посольства, говорит, что он продал 500 миллионов акров лунной поверхности. Любой участок поверхности размером с футбольное поле стоит от 16$ до 20$. Покупатели сами выбирают участок за исключением Sea of Tranquility (Море Спокойствия) и посадочных площадок Аполлона, которые не будут продаваться. Чтобы передать законный титул собственности, Dennis Hope написал в ООН, сообщая, что он собирается начать продажи лунной собственности. Так как ООН не высказала возражений, он счел, что это позволяет ему продолжить подобную деятельность.

Требования Дэниса Хоупа на законный титул собственности выглядят сомнительно, однако его клиенты создали избирательный округ, чтобы признать его положение. Если он продаст достаточно много лунной собственности, ситуацию можно будет рассматривать как самореализующийся прогноз. Таким образом, возникнет возможность правопритязания даже для сомнительных титулов собственности. Но что нужно сделать для установления более надежных оснований права на собственность, чем приблизительное соответствие Дэниса Хоупа? Это не совсем ясно.

В морском законе о спасении, которое также имеет дело с правами собственности за пределами национальной территории, фактически есть ключ: тот, кто первым прибудет на место кораблекрушения и завладеет имуществом, как правило, наделяются правом на процент от того, что они нашли. Есть даже прецедентное право, согласно которому достаточно присутствия автоматизированных устройств, а не человека.

Традиционно, заявить о своих правах на невостребованное имущество можно при условиях долгосрочного присутствия, эффективного контроля и некоторой степени освоения. Это неплохие правила и для лунной собственности. Но кто признал бы подобный титул собственности? Отдельные страны могли бы. В законе 1980 года о Полезных ископаемых (Deep Seabed Hard Mineral Resources) Соединенные Штаты признали права на глубоководную добычу полезных ископаемых вне собственной территории без объявления владычества над морским дном. Нет ничего, что бы помешало бы Конгрессу принять подобный закон, касающийся Луны. С другой стороны, нет ничего, что бы могло помешать другим государствам сделать то же самое.

Идеально, если законный титул собственности был бы признан международным соглашением, которое одобрят все государства. В 1979 году Лунное Соглашение было провалом, но нет никакой причины, из-за которой космические державы не смогли бы договориться о новом соглашении, признающем права собственности и стимулирующем инвестиции. Представьте себе, как приятно быть обладателем участка лунной поверхности в районе полюса Луны, где круглый год светит солнце, а рядом в глубоком кратере можно хранить лед.

www.lunarembassy.com
http://luna-embassy.ru (торговый посредник)

Лунное Посольство на данный момент предлагает приобрести участки на Луне, Марсе, Венере, Меркурии, Ио (спутнике Юпитера). Число собственников по всему миру составляет около 4 млн. человек и компаний.

 

Если вы решили купить себе участок, то знайте, что права на космические объекты зарегистрированы в Соединенных Штатах Америки и передаются, основываясь на Американских законах. Любые недоразумения и споры относительно этого объекта сделки будут решаться по законам и в соответствии с правовыми нормами Соединенных Штатов Америки, штата Невада.