В 2014 году Судан и Саудовская Аравия планируют начать в Красном море глубоководную добычу полезных ископаемых богатых цинком, медью, серебром и золотом.

Еще в 1974 году странами был подписан взаимный договор, оговаривавший условия эксплуатации ресурсов Красного моря. Однако, он не оправдался из-за того, что в начале 1980-х годов мировые цены на руду сильно упали. Сейчас эти планы получили вторую жизнь.

Недавний рост цен на руду и высокий спрос со стороны развивающихся стран возобновил интерес к использованию глубоководных месторождений металлов. В 2010 году торговая компания Manafa International из Саудовской Аравии и предприятие-партнер Diamond Fields International Ltd из Канады получили лицензию от совместной Саудовско-Суданской комиссии по Красному морю для изучения впадины с активной гидротермальной деятельностью Atlantis II, глубиной около 2000 метров в 115 километрах к западу от Джидды.

 

По данным исследований, за последние 3600 лет во впадине Атлантис II накапливалось железа 1780 т/год, марганца 742, цинка 110, меди 23 т/год. Нетрудно представить, какой огромный объем руд мог сформироваться в этой впадине.

Обоснованием такого проекта является большое преимущество для экономики Саудовской Аравии и Судана, которое дает глубоководная добыча минеральных ресурсов.

Кроме того, неравномерное распределение полезных ископаемых по всему миру заставляет такие государства как Саудовская Аравия искать независимые источники ресурсов. Демократическая Республика Конго, например, владеет более чем 50% мировых запасов кобальта, около 30% запасов меди в мире находятся в Чили и около 50% запасов марганца в мире делят Украина и Южная Африка. Китай контролирует более 95 % мирового производства редкоземельных металлов.

Nautilus Minerals Inc — первая компания, которая занимается исследованием дна океана с целью добычи сульфидной полиметаллической руды. В связи с реализацией проекта Solwara 1, компания заключила контракт на добычу минеральных ресурсов, таких как медь, золото и серебро, в Новогвинейском море. Компания также получила экологическое разрешение для работ в этом районе. Крупнейшим акционером канадской компании Nautilus Minerals является российский холдинг «Металлоинвест».

 

С помощью существующих технологий горнодобывающей промышленности, морской добычи нефти, газа, Nautilus Minerals Inc планирует добывать сульфидную руду в промышленных масштабах. В течение последних лет компания Nautilus Minerals была занята строительством Seafloor Production System, но 13 ноября 2012 года компания объявила, о решении прекратить строительство в целях сохранения денежных средств. Это связано из-за разногласий с правительством Независимого Государства Папуа-Новая Гвинея.

 

 

Несмотря на это, компания по-прежнему стремится привлечь средства акционеров путем реализации первого в мире коммерческого проекта глубоководной добычи ресурсов в промышленном масштабе, соблюдая международные нормы и правила с учетом экологических аспектов глубоководной добычи.

Индия примкнула к гонке по разведке месторождений и развитию глубоководной добычи редкоземельных элементов, что приводит к усложнению геополитики, связанной с неразведанными месторождениями ценных минералов в океанах.

На восточном побережье штата Ориссы идет строительство завода по переработке редкоземельного минерального сырья. Индия планирует потратить около 135 миллионов долларов США на покупку корабля геологической разведки и техническое переоснащение другого корабля для сложных глубоководных исследований у своего побережья.

Бассейн Индийского Океана богат никелем, медью, кобальтом и, возможно, редкоземельными минералами, которые являются очень востребованными и широко используются в производстве электроники, в частности, аккумуляторов мобильных телефонов. Эти ресурсы встречаются в конкрециях на дне океана.

 

Как сказал Рауль Шарма (Rahul Sharma, ученый Индийского национального института океанографии (NIO), расположенного на западном побережье штата Гоа), благодаря ряду спонсируемых правительством Индии морских научных программ уже проведено изучение морского дна, и в настоящее время проводятся испытания по добыче руды.

В Индии программа разведки минеральных ресурсов океана осуществляется на протяжении уже двух десятилетий и фокусируется на «полиметаллических конкрециях”, содержащих кобальт, медь, марганец и никель, а также небольшое количество алюминия железа и редких металлов, таких как молибден, теллур и титан.

Индийский институт океанографии испытал глубоководную системы добычи руды на глубинах до 512 метров у берегов города Малван, Гоа (Malvan, Goa), и в настоящее время работает над системами для добычи руды с глубин до 6000 метров.

Толчком для развития собственной глубоководной добычи стала озабоченность Индии тем, что глубоководная добыча Китаем редкоземельных элементов, которые используются в авиационной и оборонной промышленности, а также в производстве электроники, приведет к дальнейшему увеличению доминирования соседнего государства в этой области.

В конце 2011 года Китайская Ассоциация океанографических геологических научных исследований (China Ocean Mineral Resources Research and Development Association) получила лицензию на добычу полиметаллических сульфидов на юго-западе Индийского хребта (SWIR, на юго-западе хребет соединяется с Африканско-Антарктическим, на северо-востоке — с Аравийско-Индийским и Центрально-Индийским хребтами).

Крупнейшими импортерами редкоземельных металлов являются Япония, а также Евросоюз и США. На сегодняшний день Китай по-прежнему является крупнейшим экспортером редкоземельных металлов, обеспечивая по разным данным от 90% до 97% глобальных потребностей.